…Шла Русско-турецкая война. 14 мая 1829 года три русских военных корабля – фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» несли патрульную службу в Черном море. Внезапно на горизонте показались паруса мощной турецкой эскадры. Командир «Штандарта» Сахновский, увидев, что силы неравны, приказал маленькому русскому отряду уходить к Севастополю. Но имевший худшие мореходные качества «Меркурий» вскоре отстал от двух других кораблей. К нему стремительно приближались два быстроходных турецких линкора – «Селимие» и «Реал-Бей», имевшие в сумме десятикратное превосходство в количестве орудий. Казалось бы, устоять против них у «Меркурия» не было никаких шансов…
Командиру брига Александру Ивановичу Казарскому был 31 год. Он родился 16 июня 1797 г. на белорусской земле, в маленьком городке Дубровно Витебской губернии, и рано связал свою судьбу с флотом. В 1814-ом Казарский получил чин мичмана. Служил на Дунайской военной флотилии и Черноморском флоте, в 1828-ом, будучи командиром брига «Соперник», успешно участвовал во взятии Анапы и Варны, за что получил чин капитан-лейтенанта.
Видя стремительное приближение турецких линкоров, Казарский собрал военный совет, на котором было принято решение в случае, если «Меркурий» окажется в безнадёжном положении, взорвать его, сцепившись с одним из турецких линкоров. Для этого Александр Иванович перед боем положил на шпиль у входа в крюйт-камеру пистолет, которым последний из оставшихся в живых офицеров должен был выстрелить и взорвать порох.
Перед боем Казарский сказал своим сослуживцам: «Мы русские, и мы будем драться! С Божьей помощью мы победим…»
Три с половиной часа длился бой «Меркурия» с превосходящими силами противника. Зажатый между двумя турецкими линкорами русский бриг вел меткий огонь по такелажу «турок» и постоянно маневрировал, не давая противнику прицелиться. В начале шестого вечера выстрел канонира Ивана Лисенко повредил на «Селимие» грот-марс-рею, и турецкий линкор отстал для ремонта. А через полчаса ещё один удачный залп русских артиллеристов повредил «Реал-Бей». Оба «турка» беспомощно легли в дрейф, в то время как русские моряки вышли из боя победителями!..
В ходе сражения экипаж «Меркурия» потерял 4 человека убитыми и 6 ранеными, причем командир был контужен в голову. На самом бриге насчитали 22 пробоины в корпусе, 133 в парусах, 16 повреждений в рангоуте и 148 в такелаже. Но, к счастью, ни одно из повреждений не было серьезным и не привело к потере корабля.
Победа крохотного «Меркурия» над двумя линкорами была настолько фантастической, что многие поначалу считали её просто морской байкой. Газета «Одесский Вестник» писала: «Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сем командиром и экипажем «Меркурия», славнее тысячи побед обыкновенных».
Капитан-лейтенант Казарский был произведен в капитаны 2-го ранга, стал флигель-адъютантом императора и получил орден Святого Георгия IV степени. Также на герб Казарского, как символ готовности пожертвовать собой, было внесено изображение тульского пистолета, при помощи которого предполагалось взорвать бриг.
В 1839 году на Мичманском бульваре Севастополя был открыт памятник героическому экипажу «Меркурия». На его постаменте выбита лаконичная надпись: «Казарскому. Потомству в пример».
Короткая ссылка:
Необходимо авторизоваться для того, чтобы опубликовать дополнение. Login